Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий

Российская ассоциация жертв
незаконных политических репрессий
Новости ::: Вопрос-ответ ::: Поиск по сайту

Региональная пресса. Материалы о политических репрессиях

19 февраля 2006 Обращение участников 2-го Межрегионального Форума общественных организаций жертв политических репрессий России

ОБРАЩЕНИЕ
участников 2-го Межрегионального Форума общественных организаций жертв политических репрессий России к Президенту РФ, Правительству России, Федеральному Собранию, Конституционному Суду, соотечественникам россиянам в странах СНГ, правозащитникам России и других стран.
г. Москва, 14 февраля 2006 г.

ФОРУМ ОТМЕЧАЕТ:
   
В период с 1917 по 1956 г. Россия пережила великую национальную беду из-за октябрьского государственного переворота 1917 г. Революция принесла гражданскую братоубийственную войну, эпидемию и массовый голод десятков миллионов людей, тотальное нарушение прав человека, преследование прав человека, преследование духовенства, кампанию по раскулачиванию крестьян, расправу с инакомыслящими. С 1930 г. в стране был установлен сталинский государственный фашистский режим. Репрессии захлестнули страну. Миллионы людей расстреляны. Оставшиеся в живых подверглись строжайшему надзору спецслужб. Граждан по любому подозрению арестовывали и направляли в концентрационные лагеря ГУЛАГа. Членов семей арестованных из квартир и домов выселяли, взрослых отправляли в ссылки и спецпоселения, детей - в специальные детские дома НКВД. Проводилось насильственное переселение целых народов.   После смерти диктатора, ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза, состоявшийся в 1956 г., развенчал по инициативе Н.С. Хрущева культ личности И.В. Сталина и открыл ворота советских тюрем и лагерей. Однако только спустя 35 лет, после ельцинской революции, граждане России получили доступ к некоторым архивам КПСС и КГБ. Открылись ужасные масштабы сталинских репрессий. По указанию государственной власти и под руководством КПСС проводились массовые плановые аресты и расстрелы граждан. В России было жестоко уничтожено людей в несколько раз больше, чем погибло в гражданскую войну. Жертвы сталинских политических репрессий получили возможность предъявить свои претензии Государству за причиненный им вред. В соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г., под термином «жертва» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения, или моральный ущерб, или существенное ущемление их основных прав в результате действия, еще не представляющего собой нарушение национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека. В России в сталинское время был установлен тоталитарный режим с полным нарушением прав и свобод человека. И жертвы политических репрессий правомочно требовали от государства восстановления гражданских прав и компенсации за причиненный им материальный ущерб и моральный вред. Учитывая, что Россия объявила о демократическом пути своего дальнейшего развития, был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» 18 октября 1991 г. Похвально, что создавался и принимался Закон в условиях экономического кризиса, и это утвердило демократический режим ельцинского Правительства.   Высший орган страны - Верховный Совет Российской Федерации - как говорится в Законе № 1761-1, осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа, как несовместимые с идеями права и справедливости, гарантировал посильную компенсацию материального и морального вреда жертвам политических репрессий. Законом определены репрессированные и пострадавшие от репрессий граждане, порядок выплаты компенсаций в течение их жизни в пенсионном возрасте, возврат реабилитированным и их наследникам незаконно отобранных государством домов и имущества, первоочередное получение жилья, получение беспроцентной ссуды проживающим в сельской местности и многое другое.   Государство взяло на себя обязательство «О погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счет государства" (постановление правительства РФ от 01.07.1994 г. № 616). По предложению общественных неправительственных организаций, Конституционный суд России рассмотрел ст. 21 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» и вынес 18 апреля 2000 г. Определение о признании репрессированными и подлежащими реабилитации граждан, подвергшихся репрессиям с детства. Постановлением Верховного Совета РСФСР № 1431 от 18 октября 1991 г. в России был установлен государственный ежегодный День памяти жертв политических репрессий. Но в течение 50 лет после «развенчания» культа Сталина и до сего времени на государственном уровне в России не решен вопрос о возмещении в полном объеме государством морального и материального ущерба жертвам политических репрессий. Реабилитированные граждане (и их семьи), построив бесплатно в России в неволе более 500 тысяч государственных объектов, влачат нищенское существование, получая пенсию ниже прожиточного уровня. При этом долг государства перед семьями репрессированных составляет 986 миллиардов долларов США.
   Однако с наступлением «послеельцинского периода» для жертв политических репрессий начались тяжелые времена. Правительство России взяло курс на ограничение прав и свобод этой категории пенсионеров, средний возраст которых составляет свыше 75 лет. По выражению юристов, правительство полностью «раздело» Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», приняв Закон Российской Федерации № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...».
   На основании Закона № 122-ФЗ из Закона № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» исключается право получения от Государства компенсации за моральный вред, за многолетние нечеловеческие издевательства над семьями реабилитированных граждан. Это значит, что в России ничего аморального нет в том, что творил сталинский фашистский режим в России, и другим режимам также не стыдно поступать с народом.Кроме того, упразднена установленная на Федеральном уровне норма, гарантирующая реабилитированным гражданам и членам их семей первоочередное получение жилья при возвращении на прежнее место жительства, а также получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья в сельской местности, вместо изъятого в связи с репрессиями. Лишились вышеуказанных гарантий реабилитированные граждане  и члены их семей, проживающие в тех местах и населенных пунктах, куда они были насильственно переселены в результате репрессий. Конфискованные жилые дома реабилитированным с 1 января 2005 г. возвращаться не будут. Упраздняется норма, предусматривающая погребение реабилитированных за счет государства. Исключаются из закона № 1761-1 действия статей 2.1 и 16.Участники Форума констатируют наступление федеральной власти на социальные завоевания репрессированных граждан, у которых нервы уже измотаны в течение 50-летнего бесправия. В постановлении от 23 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности статей 2.1 и 16 Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. Конституционный суд Российской Федерации, определяя статус реабилитированного и объем предусмотренных компенсаций, указал, что эти компенсации должны отвечать целям Закона, определенным в его преамбуле (...реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба). Форум подчеркивает, что в Законе № 1761-1 речь идет именно о компенсации ущерба жертвам преступлений и злоупотребления государственной властью, а не о мерах социальной поддержки.Нынешнее Правительство России, оправдывая свои наступления на социальные завоевания жертв политических репрессий, заявляет, что Законом № 122-ФЗ предполагается обеспечение мер социальной поддержки указанной категории граждан путем совместной «заботы» федеральной власти и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции Российской Федерации). Формально предусмотрено обеспечение софинансирования мер социальной поддержки реабилитированных лиц путем предоставления субъектам РФ субсидий из федерального фонда софинансирования. Но эти субсидии так оскорбительно малы, что еще раз подчеркивает негативное отношение Правительства к жертвам политических репрессий. На 2006 г. софинансирование субъектам Федерации составляет 6 долларов США в месяц на одного реабилитированного или пострадавшего от политических репрессий, а остальное непосильное бремя финансирования ложится на плечи субъектов Федерации, что естественно невыполнимо. Ликвидация федерального перечня льгот, предусмотренных в Законе Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», и попытка замены части из них региональными денежными выплатами, вопреки требований статей 2, 17, 18, 52, 53, 55, 71 Конституции Российской Федерации реально приводят к ущемлению прав жертв политических репрессий на возмещение причиненного им физического, материального и морального вреда, что нарушает права репрессированного человека.   Форум характеризует беспрецедентное уничтожение населения России, как вопиющий факт и именует его «сталинский холокост». 
   Руководствуясь Всеобщей Декларацией Прав Человека и 2, 17, 18, 52, 53, 55, 71 статьями Конституции Российской Федерации,
   ФОРУМ ПОСТАНОВИЛ:
    Потребовать от Федеральных властей России всех уровней:
1. Привести законодательные акты в соответствие с требованиями Конституции России и Всеобщей Декларации Прав Человека, обеспечив при этом устойчивые гарантии прав и свобод жертвам сталинских политических репрессий и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
2. Восстановить на Федеральном уровне социальную защиту жертв политических репрессий по Закону № 1761-1 от 18.10.1991 г.
3. Отменить закон № 122-ФЗ РФ, как нарушающий права Человека, пострадавшего от политических репрессий в России.
4. Выплатить гражданам ежемесячную компенсацию в размере одной тысячи долларов США за причиненный им репрессиями моральный ущерб.
5. Возвратить дома, обеспечить квартирами в первоочередном порядке граждан в местах выселения и возвратившихся в места прежнего проживания до ареста, выплатить компенсацию за материальный ущерб в полном объеме стоимости конфискованного имущества.
6. Отменить плату за коммунальные услуги реабилитированным гражданам и проживающим с ними членам семьи.
7. Отменить постановление Правительства России от 4 августа 2005 г. № 489 и другие правовые документы, ограничивающие права жертв политических репрессий и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
8. Организовать при Президенте России Комитет по координации вопросов помощи жертвам политических репрессий и их семьям.
   Просить Верховного Комиссара ООН по правам Человека взять на особый контроль вопросы защиты прав жертв политических репрессий и членов их семей в России в свете обсуждаемых на Форуме проблем прав Человека.

Москва, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
14 февраля 2006 г.

"Эхо ГУЛАГа", № 2
© 2006 Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий