Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий

Российская ассоциация жертв
незаконных политических репрессий
Новости ::: Вопрос-ответ ::: Поиск по сайту

Новости

20/06/2021 Памяти сотен тысяч жертв Беломорканала. 88 лет назад закончена первая грандиозная стройка в СССР, с использованием рабского труда заключённых

KP.RU:  20 июня 1933 года, завершилась первая великая стройка советского времени

Леонид РЕПИН обозреватель отдела спец.корреспондентов . 5 наивных вопросов о Беломорканале

1. Зачем он был нужен?

Водный путь, соединяющий два моря - Белое и Балтийское, России был нужен давным-давно: он почти вчетверо сократил бы морскую дорогу из одного моря в другое, делая излишним длительный обход всей Скандинавии. Еще во время Северной войны царь Петр I высказался о необходимости такого пути. Но только в 1900 году был создан первый серьезный проект петербургским профессором Тимановым, за который был награжден золотой медалью Парижской всемирной выставки. Но даже и осененный блеском золота проект не пошел: слишком дорого обходилось строительство. А главное - людским ресурсам неоткуда было взяться в тех удаленных и весьма суровых краях.

2. В чем особенность?

Решение о строительстве Беломорканала Совет труда и обороны СССР принял 3 июня 1930 года. Осуществлять непосредственно строительство было возложено на НКВД. 1 июля следующего года утверждается эскизный проект, а в начале следующего года уже полностью готов технический проект.

16 октября 1931 года у будущего города Беломорск начались взрывные работы. Все. Дело пошло.

Панамский канал длиной 81,6 км строили 28 лет. Суэцкий канал, вдвое длиннее, строился 10 лет. Беломорканал длиною в 227 км вручную воздвигли за 20 месяцев. Правда, прорыть надо было лишь 37 километров - остальное составлял естественный водный путь. Но никто не отменял необходимость 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамбу и 12 водоспусков.

Картина П. А. Белова.

3. Кто строил?

Количество рабочих установить точно невозможно: официальные цифры доходят до 200 тысяч человек. Однако, по разным данным, и число погибших от невыносимых условий труда достигает той же цифры. Значит, задействовано было гораздо больше человек.

Рабочими, инженерами были исключительно ЗК - «заключенные каналоармейцы» (от них и пошли современные зеки).

ЗК были также среди топ-менеджеров стройки. Помощником начальника Беломорстроя и начальника работ был Нафталий Френкель - личность легендарная, поскольку незадолго до своего взлета был приговорен к высшей мере. Перед казнью его освободили. Сталину нужен был человек незаурядного ума и ужасающей предприимчивости: в Одессе Френкель создал подпольную империю, в которой была даже своя армия из прикормленных чекистов. Его, как и немногих других выживших ЗК, наградили: 12 484 человека обрели свободу, 59 516 сократили сроки заключения, а 500 человек, особо отличившихся, вышли на волю со снятием судимости и полным восстановлением в гражданских правах.

Судьба главного героя циклопического по своим объемам строительства ­Н. Френкеля теряется в неизвестности. Есть сведения, что его все-таки расстреляли в 1937-м. Но дело его жило дальше. Это ведь он придумал из каторги сделать прибыльное предприятие, в котором никому ничего не надо платить, одной пайки вполне достаточно.

4. Как восхваляли подвиг?

Пиаром канала занимался сам А. М. Горький. 120 писателей и журналистов посадили на пароход и отправили в плавание по только что выстроенному пути. Среди них советские знаменитости: Толстой, Зощенко, Катаев. В прессе и позже изданной книге о героическом строительстве Беломорканала они должны были рассказать о самоотверженном труде советских зеков. Что они с присущим им блеском и сделали.

Тем более что принимали пишущую братию по-царски. Писатель Александр Авдеенко писал: «Я ошалел от увиденного достатка. На больших блюдах с петрушкой в зубах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины и поросята. На узких длинных тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Плавали в янтарном масле шпроты. Пламенела свежая редиска. В серебряных ведерках прохлаждались водка, вино, шампанское, нарзан…»

Те зеки, кто выжил на строительстве, действительно получили свободу...

5. Стоило ли того?..

Стоило, но только не такой дорогой ценой. Первыми по нему прошли военные корабли, позволившие защитить северные рубежи. В довоенном 1940 году общий объем перевозок по каналу достиг миллиона тонн. В 1985 году, после углубления, - 7,3 млн. Ну а теперь разве только туристические суда можно встретить на этом пути. Да редкие баржи со строительными материалами да горючим…

© 2006 Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий