Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий

Российская ассоциация жертв
незаконных политических репрессий
Новости ::: Вопрос-ответ ::: Поиск по сайту

Новости

23/01/2019 77 лет памяти О трудовом Подвиге заключённых Саратовского ИТЛ и Сталинградского ИТЛ в Сталинградской битве

...23 января 1942 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление № 1190сс о проектировании и строительстве железной дороги Саратов – Сталинград с открытием движения поездов уже в декабре этого года . Постановлением ГКО строительство дороги было поручено НКВД СССР.

25 января 1942 г. НКВД СССР приказом №00186 возложил строительство железной дороги Саратов – Сталинград на ГУЛЖДС НКВД. Для непосредственного руководства строительством, проектно-изыскательскими работами и приближения руководства к объектам работ было организовано Управление строительства железной дороги Саратов – Сталинград, (Волгожелдорстрой) с дислоцированием в г. Камышин, почти посередине трассы. Для руководства реализацией проекта под Сталинград были переброшены железнодорожные строительные организации БАМ-проекта, освобождающиеся от оборонительных работ на Дальнем Востоке. Начальником Управления строительства был назначен инженер-полковник генерал-майор Ф.А. Гвоздевский .
Приказом НКВД № 00372 от 22 февраля 1942 г. для проведения проектно-изыскательских работ в составе Волгожелдорстроя была создана Приволжская экспедиция БАМпроекта ГУЛЖДС НКВД, размещенная в г. Камышине. Она главным образом была организована на базе кадров полевого строительства № 13 Главного управления оборонительных работ Наркомата обороны (ГУОБР НКО), а также кадров, собранных в течение февраля и марта 1942 г. из сотрудников Северо-Двинской, Закаспийской и Полярной экспедиций БАМпроекта. В составе Приволжский экспедиции было организовано два района: Северный и Южный. Штаб Южного района размещался в районном центре Ольховка , а Северного – в г. Бальцере . Начальником Приволжской экспедиции был назначен инженер П.К. Татаринцев . Для непосредственного строительства трассы были организованны Сталинградский исправительно-трудовой лагерь (Сталинградский ИТЛ) и Саратовский исправительно-трудовой лагерь (Саратовский ИТЛ).

Сталинградский ИТЛ. Лагерь состоял из 6 отделений (№№ 1-6) с расположением штабов в деревнях Иловля, Александровка, Зензеватка, Гусевка, Соломатино и Лебяжье. Управление лагерем находилось в г. Бальцер. Начальником лагеря был назначен М.В. Филимонов. Формирование лагеря производилось на базе Прикаспийского ИТЛ, строившего до этого железнодорожные линии в Азербайджане (строительство № 107) . Заключенные должны были вести строительство линии протяженностью в 173 км от Сталинграда (станция Иловля) до Камышина.

Саратовский ИТЛ. Лагерь состоял также из 6 отделений (№№ 7-12) с расположением штабов в деревнях Крафт, Каменка, Гримм, Денгоф, Синенькие и Багаевка. Управление лагерем находилось в районном центре Ольховка. Начальником лагеря был назначен В.А. Барабанов. Формирование лагеря осуществлялось на базе железнодорожных лагерей Дальне-Восточного края и Саратовского строительства ямных емкостей (строительство № 1002) . Заключенные должны были вести строительство линии протяженностью 174 км от Камышина до Саратова.

Положение, структура и временные штаты Управления строительства железнодорожной линии Саратов-Сталинград в соответствии с приказом НКВД № 00186 были утверждены заместителем наркома НКВД В.В. Чернышовым 20 февраля 1942 г. Поступление основного снаряжения и оборудования Приволжской экспедиции ожидалось из Котласа, Вельска, Томска, Иркутска и полевого строительства № 13 ГУОБР НКО в марте, но из-за наступившего весеннего бездорожья и паводков поступило только к 20 апреля и не могло быть быстро отгружено на трассу, что отразилось на темпах изыскательских работ.

Постановлением ГКО № 1190сс предусматривалось строительство дороги Саратов-Сталинград по облегченным техническим условиям, без утвержденных проектов и смет. Изыскания и проектирование линии должны были вестись одновременно со строительством. Общая протяженность трассы предполагалась в 357 км. Первоначально объемы работ были определены в 190,0 млн рублей. Предстояло выполнить 6 млн 900 тыс. куб. м земляных работ, построить 3020 п.м. деревянных мостов и проложить 27,6 тыс. куб. м искусственных сооружений.

На основании последующих изысканий за счет строительства временных и постоянных гражданских сооружений, а также использования жилого фонда населенных пунктов в районах прохождения трассы были значительно уменьшены и объемы финансирования стройки - до 151,0 млн рублей. ... =Российский историко-архивоведческий журнал «ВЕСТНИК АРХИВИСТА»
© 2006 Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий