Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий

Российская ассоциация жертв
незаконных политических репрессий
Новости ::: Вопрос-ответ ::: Поиск по сайту

Новости

04/07/2018 О масштабе грабежа крестьян России.Учет конфискованному имуществу во многих случаях не велся; нередки случаи, когда этих сведений нет не только в окружных органах, но и в районных и даже в сельсоветах

Справка Управления госдоходами Наркомфина СССР

                         04.07.1930                                                                                                            Секретно

По директиве от 1 февраля 1930 г. о раскулачивании ни одному из общесоюзных учреждений не поручалось вести учет работы по раскулачиванию. Эта работа во всем ее объеме возложена была на местные исполкомы. После издания этого закона НКФин Союза поставил себе задачей получить сведения: 1) о числе кулацких хозяйств, у которых конфисковано имущество; 2) о стоимости этого имущества; 3) о сумме, подлежащей погашению колхозами за счет этого имущества, как долги кулацких хозяйств, и 4) о стоимости имущества, переданного в колхозы в неделимые фонды в качестве взносов за бедняков и батраков. Не вмешиваясь своими указаниями в проводимую работу по раскулачиванию, НКФин СССР попытался получить чрезвычайно ценные цифровые данные, дающие представление о стоимости конфискованного у кулаков имущества, в то же время о размерах оказанной колхозам помощи готовыми орудиями и средствами производства, принадлежавшими ранее кулацким хозяйствам. Однако получение этих сведений натолкнулось на серьезное препятствие: финансовые органы не принимали участие в работе по раскулачиванию, а этим занимались местные исполкомы и карательные органы; учет конфискованному имуществу во многих случаях не велся; нередки случаи, когда этих сведений нет не только в окружных органах, но и в районных и даже в сельсоветах.

Настойчивые требования НКФина привели к тому, что по значительной территории неполные сведения все же получены.

Эти сведения дают следующие итоги:

Число хозяйств, у которых конфисковано имущество

191 035

То же в процентах к числу хозяйств, обложенных в индивидуальном порядке

58,1

Стоимость конфискованного имущества, в тыс. руб.

111 364,4

То же в среднем на 1 хозяйство, в руб.

564,2

Передано в колхозы в неделимые фонды, в тыс. руб.

84 499,9

То же в процентах ко всей стоимости конфискованного имущества

75,9

Изъято наличных денег, вкладов и облигаций займов, в тыс. руб.

2251,5

То же в процентах ко всей стоимости конфискованного имущества

2

Эти данные относятся к 1269 районам из общего числа их по Союзу 2801 и примерно к 12 млн крестьянских хозяйств из общего числа их по СССР около 26 млн. Большая часть этих данных охватывает собою, с одной стороны, территорию районов сплошной коллективизации (Украина, Северный Кавказ, Сибирь, ЦЧО, Урал, Крым, АССР Немцев Поволжья) и, с другой, районов, где раскулачивание не носило сплошного характера (Ленинградская обл., Западная, Ивановская, БССР). В первой группе указанных районов количество хозяйств, у которых конфисковано имущество, составляет в среднем 65% общего числа кулаков, обложенных в индивидуальном порядке, достигая в отдельных случаях 83 — 84% (ЦЧО, АССР Немцев Поволжья). В остальных же районах этот процент равен в среднем примерно 20% с колебанием от 7,5% (Ленинградская обл.) до 40% (Белоруссия).

Пользуясь этими данными как исходными, можно подойти ориентировочно к вероятным итогам для всей территории Союза, которые представляются в следующем виде:

Число хозяйств, у которых конфисковано имущество, в тыс.

321

То же в процентах к общему числу хозяйств, обложенных в индивидуальном порядке

45,6

Стоимость конфискованного имущества, в тыс. руб.

181 559,6

То же в среднем на 1 хозяйство, в руб.

564,2

Передано в колхозы в неделимые фонды, в тыс. руб.

137 803,7

То же в процентах ко всей стоимости конфискованного имущества

75,9

Изъято наличных денег, вкладов и облигаций госзаймов

3631,2

То же в процентах к стоимости имущества

2

При получении этих распространенных итогов расчет произведен следующим образом:

1. Для каждого района, по которому отсутствуют отчетные данные, число хозяйств, подвергшихся конфискации имущества, определено в процентном отношении к количеству хозяйств, обложенных в индивидуальном порядке, причем этот процент определен экспертно путем распространения на данный район имеющихся отчетных данных по другим районам, сходным по размерам коллективизации.

2. Все остальные величины получены распространением на весь Союз средних показателей, полученных по всей сумме отчетных данных: а) стоимость конфискованного имущества в среднем на хозяйство; б) среднего процента передачи этого имущества в неделимые фонды колхозов и в) среднего процента, падающего из общей стоимости имущества на наличные деньги, вклады и облигации займов. По отчетным данным наиболее слабо представлены сведения, какая часть конфискованного имущества была передана колхозам и подлежала погашению ими долгов кулацких хозяйств. Эти сведения имеются лишь по территории с общей стоимостью конфискованного имущества в 53 млн руб., где эта часть составляет по отношению к последней 7%. Если допустить, что, примерно, этот же процент может быть применен к общесоюзному итогу, то будем иметь сумму в 12 709 тыс. руб., которая передана колхозам и погашение долгов по ней сложено согласно постановлению правительства от 2 апреля. Таким образом, всего колхозам передано, по нашим расчетам, свыше 150 млн руб., или 83% всего конфискованного имущества. Имея в виду, что 2% падают на наличные деньги, вклады и облигации займов, мы имеем нераспределенными 15% этого имущества. По частным сведениям, можно предполагать, что из этих 15% часть имущества была продана с торгов в погашение долгов и недоимок кулацких хозяйств (что разрешалось законом от 1 февраля 1930 г.), часть имущества передана совхозам и другим государственным и кооперативным органам, а остальное осталось в распоряжении райисполкомов и сельсоветов. Несомненно, что отчетные материалы о стоимости конфискованного имущества не соответствуют реальной их ценности и заведомо преуменьшены. Частные сведения говорят о том, что во многих случаях при описи кулацкого имущества последнее оценивалось очень низко, вне соответствия с его действительной стоимостью. Это обстоятельство указывает на то, что конфискованное имущество, в том числе и переданное колхозам, должно быть оценено в значительно большей сумме, чем это дают приведенные расчеты. Каков должен быть размер поправки, нельзя сказать за отсутствием данных. Если с большой осторожностью допустить преуменьшенность наших цифр только на 25%, то общая стоимость конфискованного имущества составит в этом случае с округлением 225 млн руб., в том числе ценность переданного колхозам имущества (83%) — около 180 млн руб.

Надо в заключение отметить, что полученные отчетные материалы не дают возможности судить:

1) являются ли представленные сведения результатом работы после исправления перегибов при раскулачивании или до этого;

2) что стало с имуществом, переданным в колхоз, который впоследствии распался1*.     1* Подпись неразборчива.

РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 8. Д. 162. Л. 5—6. Подлинник.

© 2006 Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий