Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий

Российская ассоциация жертв
незаконных политических репрессий
Новости ::: Вопрос-ответ ::: Поиск по сайту

Новости

20/06/2018 85 лет Беломорканалу, который построен силами 250000 репрессированных! Холуи назвали его "имени Сталина" в самую масть! Ибо всё сталинское построено руками заключённых советских рабов.

 20 июня 1933 года завершилось строительство Беломорканала, канал был назван https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c2/Map_of_the_White_Sea-Baltic_Canal.png/256px-Map_of_the_White_Sea-Baltic_Canal.png«каналом имени Сталина».https://img-fotki.yandex.ru/get/3307/varjag-2007.10/0_2150c_4a8768a0_XL.jpg

(В мае 1933 г. Г. Г. Ягода докладывал И. В. Сталину о готовности Беломорканала.)
25 июня 1933 г. по всему каналу от начала до конца прошёл пароход «Чекист». В июле этого же года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий, а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный[37] (глубина канала в то время составляла всего 3,65 м)[38]. Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа[23], общая численность которых не превышает 126 тысяч человек, но это были не одни и те же люди, они постоянно менялись из-за большой смертности. Всего за все время строительства канала отправлено сюда было более 250 тысяч человек, из которых погибло 12 800 человек. В разные периоды строительства численность заключённых менялась, не превышая 108 тысяч[24][25]. Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). Заключённых, работавших на стройке, называли «каналоармейцами», по аналогии с красноармейцами — организаторы пытались придать строительству как можно более военизированную форму; употреблялись также слова «штаб», «рота» и т. п.[26]http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/wp-content/uploads/2016/01/Stalin-i-belomorkanal1-768x593.jpgКураторами стройки стали будущий нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман[27]. Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Н. А. Френкель[28]. Именно ему приписывают[29] идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. В руководство БелБалтЛага на этапе строительства входили также Э. И. Сенкевич, П. Ф. Александров и С. Г. Фирин. В книге «Архипелаг ГУЛАГ»  Александр Солженицын писал:
 Так впору было бы им выложить на откосах канала шесть фамилий — главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по тридцать жизней: Фирин-Берман-Френкель-Коган-Раппопорт-Жук[30]. »
Журналист Шахиджанян считает тенденциозной характеризацию Я. Д. Рапопорта как «наёмного убийцы»[31]. По словам самого Солженицина включение Жука в этот список не базируется на реальных фактах[32]

В целом, за всё время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ. Норма питания заключенных (т. н. «пайка») зависела от фактической выработки: чем меньше заключённый вырабатывал, тем меньшей была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали[33]. Обычный паёк заключённого-строителя составляли 500 г хлеба и баланда из морских водорослей[28][неавторитетный источник?]. Согласно официальным данным, во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году — 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки[34][35]. После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены 12 484 заключённых, сокращены сроки для 59 516 заключённых[прим. 1]. За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ — Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, Л. И. Коган, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин и Н. А. Френкель, а также 2 амнистированных инженера — С. Я. Жук и К. А. Вержбицкий.[36]

 

© 2006 Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий