Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий

Российская ассоциация жертв
незаконных политических репрессий
Новости ::: Вопрос-ответ ::: Поиск по сайту

Новости

18/02/2014 80 лет МОЛОСТВОВУ Михаилу Михайловичу искреннему человеку, гражданину, философу, патриоту России.
18 февраля 2014 года исполнилось бы 80 лет М.М.Молоствову, философу, политзаключённому СССР (1958-1965), народному депутату РСФСР (1990), депутату Государственной думы 1-го созыва (1993)...

Вольнодумцем и прямоходящим человеком, остаётся Михаил Михайлович Молоствов в памяти всех, кто его знал. 

Михаил Михайлович - последний представитель одного из древнейших боярских родов, ведущих свою родословную от Рюрика. Он родился в Ленинграде 18 февраля 1934 в семье актёров. В 1935 в ходе операции "Бывшие люди" выслан с родителями из Ленинграда в Ржев. Окончил философский факультет ЛГУ (1957), был марксистом и никогда не менял своих убеждений. В конце 1956 - начале 1957 Михаил Михайлович Молоствов написал своё первое критическое эссе "Status quo". По версии КГБ, это был "антисоветский документ программного характера". Текст эссе заканчивался словами: "Сегодня мы требуем: 1.) Явности политической жизни ("Массы должны знать все", - писал В.И. Ленин); 2.) Всенародного покаяния сообщников Сталина и всенародной реабилитации жертв сталинского террора; 3.) Гарантий от рецидивов бериевщины". Со своими друзьями по университету - Леонтием Гараниным, Евгением Козловым и Николаем Солохиным - Михаил Молоствов  собирался, чтобы обсудить этот и другие тексты и актуальные политические события. Возникло некоторое подобие марксистского, общественно-политического кружка. Михаил Михайлович был его лидером. Очень скоро все четверо были арестованы.В 1981 году Вениамин Иофе писал в самиздатском историческом сборнике "Память" во вступлении к мемуарам М. М.Молоствова "Ревизионизм - 58":   "Строго говоря, Молоствов не занимался никакой организационной деятельностью; написанная им статья почти целиком находилась в сфере его профессиональных интересов философа и обществоведа. Мы имеем здесь дело с не таким уж частым для тех лет случаем пресечения крамолы на первой же стадии ее возникновения. Собственно, нет никаких данных о том, что Молоствов и его друзья намеревались пойти дальше. Тем не менее, власти (быть может, также сформулировавшие для себя тезис: «От революционной теории - к революционной практике») восприняли их интеллектуальную активность как политическую, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Марксистское кредо было выбрано в свое время Молоствовым не как оружие в политической борьбе, а как философия, адекватная его собственной личности. Вероятно, поэтому он, в отличие от многих своих сотоварищей по лагерю, остался марксистом и по сей день. Утраченную работу «Моя феноменология», написанную на рубеже 60-70 гг., Молоствов заканчивает словами: «Ты все еще марксист?» - спрашивают меня. «И буду им, - отвечаю, - буду до тех пор, пока не потеряю чувство юмора». Свой лагерный срок Михаил Михайлович отбывал сначала в Воркутлаге, а затем в Дубравлаге в Мордовии. В заключении провёл семь лет - до 1965 года. Как писал Вениамин Иофе, Михаил Михайлович в "1966-67 лечился от лагерного туберкулеза, а затем повел жизнь кочующего сельского учителя — преподавал немецкий язык и, если позволяли, историю. Вместе с женой, тоже учительницей, и двумя дочерьми скитался по школам отдаленных районов Псковской, Новгородской, Омской областей и Карельской АССР. Ныне (1989) постоянно проживает в Калининской области, где работал поначалу в сельской школе, а затем сельским почтальоном. Все эти годы, работая в обреченных к закрытию школах (в другие его просто и не брали), всегда пользовался уважением местных жителей за постоянную готовность к защите интересов простых людей против всевластного в сельской глубинке начальства. Так реализовывался демократический и просветительский импульс наследника многих поколений русской интеллигенции. Когда Молоствов работал в деревне Рвы в 36 км от города Дно, дружеская эпиграмма так и звучала: «Романтики с брегов Невы! Куда же вы? — На Дно, во Рвы». В 1990 по инициативе Ленинградского общества "Мемориал" избран депутатом Верховного Совета РСФСР в Совет национальностей. В 1993-1995 - депутат Государственной думы от Санкт-Петербургского отделения партии "Выбор России". В 1991 возглавил Комиссию по передаче архива Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области на государственное хранение (М.М.Молоствов был тем человеком. который опечатал этот архив). С 1992 член Общественной комиссии по помилованию при Президенте РФ (противник смертной казни). Активно выступал против войны в Чечне; участвовал в мирных переговорах 1994-1995; контужен во время штурма Грозного (декабрь 1994 - январь 1995). В июне 1995 стал добровольным заложником Ш. Басаева в Буденновске. В 1995 Михаил Михайлович отказался от участия в очередных думских выборах и с женой, Маргаритой Мустафьевной Муждабой перебрался из Москвы в Петербург. Тут он продолжил публицистическую деятельность. В 2000 вышла книга его воспоминаний "Прямые, которые не пересекаются". В предисловии к ней Сергей Юшенков писал: "На мой взгляд, это философско-поэтическое осмысление российской действительности второй половины ХХ века через призму личных воспоминаний ПРЯМОХОДЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА".  Узнав о его смерти 21 апреля 2003 года, Елена Боннер откликнулась на нее письмом его семье: "Михаил Молостовов - один из самых заслуженных и истинных по беспримерному идеализму диссидентов, один из самых чистых политиков - потому и ушедших от нее, что не выносил на дух грязи, один из самых умных людей России - человек железной стойкости и не представимой легкости характера. Так и будет в памяти нашей эти апрельские дни - похороны Сергея Юшенкова, сраженного пулями и уход Молоствова от долгой тяжкой болезни, накопленной, нарощенной в нем десятилетиями тюрем и ссылок, горечью депутатства - всем тем, что принесла наша российская история". В 2003 году в вышла книга эссе, мемуаров и статей М. М.Молоствова "Записки вольнодумца" (СПб: НИЦ "Мемориал", 2003).  "Мы виноваты прежде всего в той идейной путанице, которая создавалась не без нашего участия и существенно сказалась на объективном ходе вещей у нас в стране на исходе ХХ века - пишет М.М.Молоствов в своих "Записках..." - Необходимо действительно новое мышление, о котором давно говорили Эйнштейн и Рассел и которое у нас было скомпрометировано в маниловскую эпоху перестройки. От себя, увы, я ничего не могу предложить, кроме чувства вины и беспокойства совести. <...>  =Когита!ру



© 2006 Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий