Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий

Российская ассоциация жертв
незаконных политических репрессий
Новости ::: Вопрос-ответ ::: Поиск по сайту

Новости

08/01/2015 Поруганное Рождество Христово... Как это было при Ленинистах и Сталинистах

Под угрозой репрессий Рождество в городах отмечали, тщательно занавешивая окна и ставя елку в... шкаф

Анатолий МАКАРОВ, исторический обозреватель «ФАКТОВ»

25.12.2012
В ночь на 25 декабря советских служащих заставляли ходить по улицам, выслеживая тех, кто устраивает запрещенный праздник.
В 1918 году в стране Советов ввели новый календарь — григорианский (после 31 января сразу наступил день 14 февраля), и с празднованием Рождества началась большая неразбериха. Одни отмечали его по старинке — 25 декабря, то есть перед Новолетием, традиционно исчислявшемся от Рождества Христова. Другие ставили елки на «настоящее» Рождество, когда по советскому календарю было уже 7 января. Путаница усугубилась после того, как ввели новый праздник — «пролетарские святки», день рождения советской власти. Но отмечали эти «святки» почему-то не 7 ноября (как это делалось позже), а 25 декабря, то есть на Рождество Христово по старому стилю.

На «антирождественских вечерах» дети декламировали агитку: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов»

Понимая, что взрослая часть населения не воспримет новых «святок», партия взялась за детей и подростков. И уже в 1922 году, как пишет историк новогодних обрядов Елена Душечкина, «была проведена кампания за преобразование дня Рождества Христова в „комсомольское рождество“ (или иначе — „комсвятки“). Комсомольские ячейки должны были организовывать  их 25 декабря по новому стилю, которое огласили нерабочим днем». В первый день «святок» читали доклады, разоблачавшие «экономические корни» рождественских праздников, ставили сатирические пьесы, исполняли комсомольские песни на церковные мотивы. На второй день проводились уличные шествия-карнавалы, участники которых рядились в костюмы Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, в языческих богов и даже в рождественских гуся и поросенка. На третий день в клубах, школах и детских домах устраивались елки, получившие название «комсомольских».

*В 1929 году власть признала Рождество контрреволюционным праздником и запретила. Чтобы искоренить Святки, партия взялась прежде всего за детей и подростков

От одиозных «комсвяток» в истории остались лишь смутные воспоминания. Молодежь выходила на улицы с чучелами святых, митинговала и, войдя в раж, сжигала «богов» на сучьях рождественских елей...

© 2006 Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий