Общероссийская общественная благотворительная
организация инвалидов — жертв политрепрессий

Российская ассоциация жертв
незаконных политических репрессий
Новости ::: Вопрос-ответ ::: Поиск по сайту

Новости

31/10/2013 Хотелось бы всех поимённо назвать! 75-лет Памяти жертв "большого террора", 95 лет Памяти жертв красного террора!!!

День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге (ФОТО)

Нельзя сказать, что у большинства наших соотечественников вовсе отсутствует интерес к истории. Но налицо увлечение суррогатами и квазимифологемами вместо желания понимать происходившее и происходящее в стране. В сознании среднестатистического россиянина история его страны – некая выставка достижений народного хозяйства с возвышающимися тут и там памятниками сильным личностям, объектам безоговорочного преклонения. И уже как бы неважно, кто эти личности – святые, полководцы, цари, поэты, космонавты или вожди большевистского режима.Мы живём в состоянии исторической шизофрении, когда, например, в топонимике любого русского города продолжают фигурировать имена деятелей режима, уничтожавшего как русский народ, так и другие народы нашей страны. Жители России могут всерьёз обсуждать, восстанавливать или нет памятник Ф. Дзержинскому в Москве. Но что в этом удивительного? Ведь многие памятники другим большевистским палачам так и стоят с советских времён на наших улицах и площадях, а по телевидению запросто показываются советские фильмы, прославляющие «героев революции». И даже внутри Русской Православной Церкви, подвергшейся в ХХ веке беспрецедентным гонениям, той самой, которую большевики собирались полностью уничтожить, то и дело раздаются голоса в защиту как лично Сталина, так и вообще советского периода. Поэтому недавняя дата особенно важна сейчас, когда так важно напоминать людям о том, что на самом деле произошло в прошлом веке с их страной.

30 октября – День памяти жертв политических репрессий, с 1991-го года эта дата отмечается на официальном государственном уровне. Но впервые её стали отмечать политические заключённые в советских лагерях в 1974-м году по инициативе правозащитника и публициста Кронида Любарского, как День сопротивления политических заключённых. Любарский в то время сам находился в заключении, тем не менее, ему и его товарищам удалось распространить эту идею и по другим лагерям и тюрьмам.

В нынешнем году в Санкт-Петербурге в этот день поминание жертв большевистского террора продолжалось до самого вечера. Открылось оно в Государственном музее политической истории России акцией «Хотелось бы всех поимённо назвать…». Организаторами выступили сотрудники музея, а также центр «Возвращённые имена» при РНБ, Санкт-Петербургская благотворительная историко-просветительская правозащитная общественная организация «Мемориал» и культурно-просветительский фонд «Преображение».

Музею был передан список граждан, расстрелянных в 1918 году. Их имена войдут со временем в Книгу памяти «Петроградский мартиролог, 1918–1923». Затем собравшиеся по очереди зачитывали имена тех, кто был расстрелян в Ленинграде 30 октября 1937 года. В этот день считаются расстрелянными 696 человек, из них 60 — женщины.

Поминовение погибших от рук большевиков продолжилось в 15-30 на углу улиц Маяковской и Некрасова, это была частная инициатива граждан. Там же заупокойную литию отслужил иерей Георгий Христич, который после отметил, что память – это активное действие. Заключительная часть поминовения жертв советских репрессий прошла в саду Фонтанного дома, организаторы – музей А. А. Ахматовой в Фонтанном доме, центр «Возвращённые имена» при РНБ, Санкт-Петербургская благотворительная историко-просветительская правозащитная общественная организация «Мемориал» и Свято-Петровское малое православное братство. В галерее «Сарай» был показан документаьный фильм «На фоне Пушкина… 1937» (Россия, 2007 г., автор проекта Бэлла Куркова. Режиссеры: Людмила Гладкова, Александр Бот).

Анастасия Наконечная, член Свято-Петровского малого православного братства:

- Среди организаторов и участников мероприятия не только православные христиане и вообще не только верующие. Просто есть люди, для которых очень важна возможность объединиться в этот день по такому поводу. И если у человека нет какого-то внутреннего объяснения этой ситуации, способности пережить это, то он отстраняется. Я удивляюсь, как неверующие люди могут к этой теме прикасаться. Ведь для того, чтобы об этом даже просто помнить, нужно для самого себя иметь объяснение, как с этим жить. Что касается нашего общества в целом, то у меня ощущение, что темой советских репрессий объелись, это трогало людей в конце 80-х, в начале 90-х, а сейчас многие не хотят ни думать, ни говорить об этом. Сейчас люди ищут, как правило, комфорта, в том числе и душевного, а историческая память комфорту мешает. И нынешние попытки искать положительные стороны в советском периоде – это тоже поиск комфорта. Иначе нам приходится объяснять себе, чьи мы дети и внуки. Однажды отец Павел Адельгейм цитировал стихотворение Евгения Лукина:

Полистаешь наугад –
Всё расстрелы да застенки.
От Памира до Карпат
Нет невыщербленной стенки.

Вот и думается мне:
До чего же я ничтожен,
Если в этакой стране
До сих пор не уничтожен?

Ведь выживали те, для кого выживание было важнее бескомпромиссной правды. Или те, кем не заинтересовались. Но, так или иначе, если человек не смирялся с творящимся злом, он был обречён на те или иные репрессии. А у нас в стране сейчас делается многое для того, чтобы люди не думали – разрушаются образование, наука. История тоже заставляет человека думать, требует от него определённых усилий. Идеологемы, удобные шаблонные схемы комфортнее для сознания, чем знание истории, усилия памяти.

© 2006 Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий